|
Пифагор
(6 в. до н.э.)
Пифагор родился на острове Самос, одном из
самых цветущих островов Ионии, в семье богатого ювелира. Ещё до
рождения он был посвящен своими родителями свету Аполлона. Он был
очень красив и с детства отличался разумом и справедливостью. С юных
лет Пифагор стремился проникнуть в тайны Вечной Природы, постичь
смысл Бытия. Знания, полученные им в храмах Греции не давали ответов
на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в
Египет. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и
получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил
математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой
впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, по приказу
вторгшегося в Египет Камбиза, Пифагор вместе с египетскими жрецами
попадает в Вавилон, где проводит еще 12 лет. Здесь он имеет
возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии
древней магии наследников Зороастра.
Приблизительно в 530 году Пифагор наконец возвратился в Грецию и
вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал
пифагорейский союз, который был одновременно философской школой,
политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены
философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь
к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой
дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и
воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак
являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами,
принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не
каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все
испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор
наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало
названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е.,
то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их
созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление
делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз
вскоре стал центром политической и духовной жизни всего
Кротона.
Школа Пифагора дала
Греции целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков. С
их именем связаны в математике систематическое введение
доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки,
создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя
Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников и
многогранников, а также учение о четных и нечетных, простых и
составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических,
геометрических и гармонических пропорциях и средних. В акустике
пифагорейцам принадлежит открытие зависимости законов звуковой
гармонии от числового соотношения длин струн, издающих звуки. Вполне
определенно пифагорейцы признавали землю шаром и учили о вращении
земли, так же как и других светил вокруг центрального огня, “алтаря
вселенной, невидимого вследствие того, что между ним и землей
находится темное небесное тело. Позднее у Эфканта мы находим учение
о вращении земли вокруг оси, а у Аристарха Самосского (280 г. до
Р.Х.) вполне определенную гелиоцентрическую систему.
Пифагор впервые ввел в
употребление термин “философ”, когда на вопрос, кем он является,
ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости
(philosophos), то
есть философ. Основным в учении Пифагора является учение о числе,
как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся
закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия
приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка -
число. Не арифметическое число, но число как метафизическая
реальность, связь, закон мира, по отношению к которому
арифметическое число есть лишь форма познания. Основой чисел
является единица, воплощение единства и гармонии Вселенной. Бог, как
нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента
проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское
начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: ибо как
человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три
сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный.
Подобно тому, как мировая троичность сосредоточена в единстве Бога,
так и человеческая сосредоточена в сознании и воле, образуя т.о.
тетраду.
В каждом числе Пифагор
определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу.
Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими,
порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе
в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и
ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и
женское и т.д. Естественный мир реально построен из чисел: тело
ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка
- последний элемент Вселенной - тождественна единице. Т.о. возникает
соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”,
плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и
дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными
числами. Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”.
Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с
божеством. Число десять, образованное из первых четырех чисел,
заключающее в себе число семь, есть совершенное число, единица
высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала
развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.
Учение Пифагора
продолжает учение Орфея о бессмертии души, о перевоплощениях, о
средствах спасения и очищения души, приводя его в стройную
научно-обоснованную систему. Задачу земной жизни человека Пифагор
определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”,
гармонии. Божественную гармонию олицетворяла и семья Пифагора.
В возрасте 60 лет
Пифагор женился на своей ученице Феано, девушке удивительной
красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной
любовью, безграничной преданностью и верой. Феано дала Пифагору двух
сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого
отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла
и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано
Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и
распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие
суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их
в посторонние руки.
30 лет прожил Пифагор в
Кротоне. За это время ему удалось осуществить то, что оставалось
мечтою многих посвященных: он создал поверх политической власти
мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству.
Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором
политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие
города Греции в течение четверти века. Но ничто так на раздражает
посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество
великого ума. Мятеж против правления аристократической партии,
вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский
союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания
школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте
смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось.
Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми
немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в
“Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая
и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система,
данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой
метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах
многих позднейших античных философов.
Источники:
1. БСЭ, гл. редактор Б.А.Введенский, второе издание, т.
33.
2. Энциклопедический словарь русского библиографического
института “Гранат”
3. Э.Шюре. Пер. с франц. Е.Писаревой.
“Великие Посвященные”.
Наверх
|| Назад к статьям
|
|